Можно ли списать основные средства с учета компании?

Вопрос: У организации есть на балансе основные средства, полностью самортизированные. Организация ими не пользуется, поскольку они поломаны и ремонтировать их бессмысленно. Может ли она списать эти основные средства со своего учета (НДС и налог на прибыль)?

Стоимость объекта ОС, который выбывает или не способен приносить экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета (п. 29 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее — ПБУ 6/01); п. 75 Методических указаний, утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее — Методические указания)). При этом выбытие объекта ОС имеет место, в частности, в случаях прекращения его использования вследствие морального или физического износа; ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции и иных случаях.

Таким образом, организация может списать с учета объекты ОС, не пригодные к использованию и ремонту.

Порядок списания ОС в бухгалтерском учете предполагает проведение определенных процедур (п. 77—80 Методических указаний).

В частности, для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объектов ОС, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов приказом руководителя создают комиссию (п. 77 Методических указаний).

Следует иметь в виду, что акт о списании объекта ОС с отражением финансового результата от ликвидации может быть полностью составлен только после завершения ликвидации объекта основных средств (письмо Минфина России от 21.10.2008 № 03-03-06/1/592).

Унифицированные формы актов на списание основных средств — № ОС-4, № ОС-4а и № ОС-4б (утв. пост. Госкомстата России от 21.01.2003 № 7).

Вместе с тем с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению (информация Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012). С этой даты все формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее —Закон № 402-ФЗ)). Однако при разработке собственных форм можно использовать в качестве образца унифицированные формы. Главное, чтобы документ содержал обязательные реквизиты, утвержденные законодательно (ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов ОС отражают в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Указанные доходы и расходы подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих (п. 31 ПБУ 6/01; пп. 11, 15ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

Так, при ликвидации полностью самортизированного ОС в составе прочих расходов организации отражаются расходы (при их наличии), связанные со списанием ликвидируемого объекта основных средств (например, расходы по транспортировке, демонтажу, погрузке, упаковке, расходы на утилизацию и т. п.).

Если при демонтаже основного средства получены пригодные для дальнейшего использования детали (узлы, агрегаты), то их стоимость признают прочим доходом (п. 8 ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).

Материальные ценности (МПЗ), которые остались от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, приходуют по рыночной стоимости на дату списания объектов (п. 54 Положения по ведению бухгалтерского учета, утв.приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н; п. 79 Методических указаний).

Проведение оценки таких МПЗ и определение их текущей рыночной стоимости входит в компетенцию ранее упомянутой комиссии (п. 77 Методических указаний).

Принятие к учету МПЗ оформляют первичными документами. В качестве образцов при разработке таких документов можно использовать унифицированные формы: приходный ордер по форме № М-4, карточку учета материалов по форме № М-17 (утв. пост. Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а).

Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносят стоимость выбывающего объекта, а в кредит — сумму накопленной амортизации.

Порядок списания стоимости объекта ОС при его выбытии необходимо закрепить в учетной политике по бухгалтерскому учету.

При ликвидации основного средства в бухгалтерском учете формируют проводки:

ДЕБЕТ 01, субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01, субсчет «Основные средства в эксплуатации»

– отражена первоначальная стоимость ликвидируемого объекта;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01, субсчет «Выбытие основных средств»

– списана сумма начисленной амортизации;

ДЕБЕТ 91, субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 23 (60, 76, 70, 69, другие счета)

– отражены расходы, связанные со списанием ликвидируемого объекта основных средств;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 91, субсчет «Прочие доходы»

– оприходованы материальные ценности, полученные в результате ликвидации ОС.

Расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств признают внереализационными расходами (подп. 8 п. 1 ст. 265НК РФ).

При этом в состав внереализационных расходов включают, в частности, расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества.

Расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Из вопроса следует, что объекты ОС непригодны для дальнейшего использования, а их ремонт экономически нецелесообразен. По нашему мнению, в такой ситуации расходы по ликвидации ОС можно считать экономически обоснованными.

Документальным же подтверждением служат такие документы, как акт на списание ОС, акты оказанных услуг, транспортные накладные (в случае привлечения сторонних организаций для работ по ликвидации ОС) и другие первичные документы.

Расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (п. 1 ст. 272, ст. 318—320 НК РФ).

Расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации ОС учитывают при определении базы по налогу на прибыль единовременно на дату подписания ликвидационной комиссией акта о выполнении работ по ликвидации основного средства (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ;письма Минфина России от 16.11.2010 № 03-03-06/1/726, от 09.07.2009 № 03-03-06/1/454). Аналогичный вывод представлен и в арбитражной практике (пост. Второго ААС от 28.03.2012 № 02АП-7881/11, Седьмого ААС от 05.05.2010 № 07АП-7191/09, от 12.02.2009 № 07АП-276/09).

Материалы (иное имущество), полученные при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, включают в состав внереализационных доходов (п. 13 ст. 250 НК РФ). Оценка таких доходов должна быть произведена по рыночной цене (ст. 105.3, пп. 5, 6 ст. 274 НК РФ).

Налоговый кодекс не обязывает производить восстановление принятого к вычету «входного» НДС в случае списания основных средств как до истечения срока их полезного использования, так и после его истечения.

Законодательно установлен закрытый перечень операций, когда налогоплательщик должен восстановить суммы НДС, ранее принятые к вычету (п. 3 ст. 170 НК РФ).

Списание имущества по причине его выбытия вследствие порчи и (или) невозможности его дальнейшего использования (физического износа) в этом перечне не упомянуто. Следовательно, у налогоплательщика отсутствует обязанность по восстановлению ранее предъявленных к вычету сумм НДС по таким объектам.

 

 

 

Наши услуги

Задать вопрос