Обязательны ли для исполнения письма Минфина РФ и ФНС России?


Обязательны ли для исполнения письма Минфина РФ и ФНС России?


ВРОО «Институт налоговых исследований» обратилась с запросом в Управление федеральной налоговой службы по Волгоградской области по поводу разъяснения следующего вопроса: являются ли письма Минфина РФ и ФНС России обязательными для исполнения, как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов?

Приводим полностью ответ УФНС по Волгоградской области (письмо от 01.09.2016 № 11-24/1/116846):

Сообщаем, что в настоящее время сложилось определенное отношение у Арбитражных судов к различным письмам министерств и ведомств РФ.

Так, в многочисленных судебных актах суды справедливо указывают, что ссылки налогоплательщиков на разъяснения, содержащихся в письмах Министерства финансов РФ (далее – Минфина РФ), являются несостоятельными, поскольку указанные письма не содержат норм права и носят рекомендательный характер, направлены на усовершенствование работы налоговых органов (в силу того, что данные разъяснения не содержат правовой нормы) и не обязательны для исполнения налогоплательщиком, который, в свою очередь, обязан в первую очередь руководствоваться законодательством РФ.

Суды фактически констатируют о том, что рекомендации Минфина РФ (как, в принципе, и любого другого подобного органа) не обязательны не только для суда, но и для самого налогоплательщика.

Письменные разъяснения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ и ФНС не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц.

Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином РФ. Именно такое разъяснение о правовой природе его собственных писем дается самим Минфином РФ.

Данная позиция изложена в Постановлении ФАС Московского округа от 28.03.2014 № Ф05-2247/2014 по делу № А40-75073/13, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 01.10.2015 № Ф05-11410/2015 по делу № А40-6591/15, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 24.11.2015 № Ф05-15970/2015 по делу № А41-4427/15, Постановление ФАС Поволжского округа от 15.11.2011 по делу № А12-1917/2011 и т.д.

В соответствии с письмом Минфина РФ от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 «О разъяснении положений статьи 34.2 НК РФ», разъяснения, направляемые Минфином РФ, ФНС России, не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 № 6-П судом отмечено, что определяя последствия применения налогоплательщиком письменных разъяснений, пп.3 п.1 ст. 111 НК РФ признает обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, выполнение им разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа), и (или) выполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга. Положение данного подпункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 25.09.2013 № Ф09-9088/13 по делу № А60-50612/2012 суд указал, что письма Минфина РФ, на выполнение рекомендаций которых ссылается налогоплательщик, не освобождают его от ответственности, поскольку не были адресованы ему или неопределенному кругу лиц, а являлись ответами на вопросы конкретных организаций. Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Северо-Западного округа по делу № А13-16610/2011.

Ввиду изложенного, следует отличать рекомендательные нормы, содержащие в себе все признаки обычной нормы права, от документов, не содержащих норм права, но носящих рекомендательный характер.  

 

Наши услуги

Задать вопрос